Как самостоятельно сконструировать окучник для мотоблока: разбор пары вариантов

Картофель – одна из самых популярных сельскохозяйственных культур, которую выращивают не только у нас, но и во многих странах Восточной Европы. На протяжении трехсот летней истории выращивания картофеля создавались агрономические технологии, с помощью которых старались облегчить возделывание культуры и повысить ее урожайность. Если в промышленных масштабах выращивания картофеля сегодня для окучивания растений используют тракторы со сменными насадками культиваторами, то на приусадебных участках можно использовать изготовленный окучник своими руками для мотоблока.

Различные модели окучников

Окучник является вторым по значимости инструментом после плуга и лебедки. С его помощью можно сначала нарезать борозды для посадки, а в последствие засыпать их с посадочным материалом.

Проводя окучник по междурядьям ровно высаженных рядов картофеля можно наблюдать, как крылья инструмента довольно быстро подсыпают почву в лунки с клубнями

В продаже можно встретить несколько вариантов моделей этого инструмента.

Вариант #1 – листерный окучник

Это самый простой тип инструмента, который имеет фиксированную ширину захвата. Конструкция представляет собой два соединенных и немного раздвинутых зафиксированных крыла. Поскольку крылья инструмента неподвижны, нельзя регулировать ширину захвата, подстраивая окучник под ширину междурядий. Поэтому при работе с таким инструментом междурядья приспосабливают к возможностям окучника, а не наоборот. Традиционно производители выпускают изделия с шириной захвата 25-30 см, что также является далеко не самым удобным вариантом, ведь технология выращивания картофеля предусматривает ширину междурядий в 50-60 см.

Такие инструменты предназначены для работы с мотокультиваторами, мощность которых не превышает 3,5 л.с., а общая масса агрегата составляет 25-30 кг

Особенностью конструкции листерных окучников является также наличие тонких стоек, которые препятствуют перегрузке мотокультиватора при заглублении окучника в слои плотной почвы.

Некоторые модели листерных окучников имеют обтекаемую форму, что является более предпочтительным, поскольку при работе с таким инструментом меньше выворачивается и иссушивается почва.

Также может бать полезен материал о том, как следить за состоянием грунта на даче: https://neviss.ru/ozelenenie/ot-chego-zavisit-plodorodie-pochvy.html

Вариант #2 – изделия с переменной шириной захвата

Такие инструменты более удобны в работе, поскольку оборудованы регулировочным механизмом, с помощью которого можно изменять положение крыльев. Это позволяет подстраивать инструмент под разную ширину междурядий.

Такие окучники предназначены для работы с более мощными мотоблоками с двигателем от 4, 0 л.с. и более, вес которых превышает 30 кг

Существенным недостатком таких конструкций является их большая энергоемкость. Причиной этому служит то, что в процессе работы крылья инструмента отодвигают почву в сторону, часть которой после его прохождения все же осыпается обратно в борозду. В результате спина и руки быстрее устают, и часть мощности двигателя затрачивается на бесполезную работу. Но несмотря на это они являются одними из самых популярных моделей среди большинства огородников.

А еще, можно сделать прицеп для мотоблока, об этом читайте: https://neviss.ru/tech/pricep-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html

Вариант #3 – дисковые модели

Дисковые окучники стоят на порядок дороже своих традиционных аналогов, но и эффективность работы с такими инструментами в разы больше

Основными преимуществами дисковых окучников являются:

  • Удачное сочетание мотоблока с самим инструментом. Используя дисковый окучник, при понижении скорости мотокультиватора, возрастает его мощность. Это не только повышает эффективность культивирования, но и положительно сказывается на работе самого агрегата.
  • Удобство в эксплуатации. Для работы с таким инструментом нужно прилагать минимум усилий: он сам продвигает себя вперед, не требуя дополнительного проталкивания сзади.
  • Универсальность применения. С помощью этого инструмента окучивание можно производить как после посадки клубней, так и в период активного роста надземной части культур.

Выбирая среди разнообразия ассортимента, предпочтение желательно отдавать моделям, изготовленным из легированной стали, оборудованным подшипниками качения (а не втулками скольжения), с большим диаметром и толщиной дисков.

Вариант #4 – окучники пропеллерного типа

Принцип действия инструмента заключается в работе специальных пропеллеров, под действием которых сначала измельчается почва и вычесываются сорные растения, а уже после рыхлым грунтом окучиваются грядки

Такие окучники предназначены для обустройства мотоблоков и мотокультиваторов, которые имеют две передние передачи. Это необходимо для того, чтобы на второй передаче с повышением мощности до 180 об/мин., с помощью инструмента можно не только рыхлить, но и перебрасывать почву в грядки из междурядий.

Культиватор тоже можно сконструировать самостоятельно, об этом читайте: https://neviss.ru/tech/samodelnyj-kultivator.html

Пример самостоятельного изготовления листерного окучника

Как видно, окучники представляют собой довольно простые конструкции. В том, чтобы сделать окучник своими руками для мотоблока, нет ничего сложного.

Для создания традиционного нерегулируемого окучника необходимо по шаблону из металла толщиной 2 мм вырезать половинки изделия

Эти половинки следует изогнуть до совпадения радиусов, а затем сварить за 2-3 прохода. Сварные швы следует обработать болгаркой и при необходимости выборочно подварить и повторно зачистить. В результате должен получиться идеальный ровный слой металла.

Крылья инструмента также вырезаются из металла толщиной 2 мм и соединяются по такому же принципу

В результате должна получиться вот такая конструкция. Для наглядности указана толщина элементов и все размеры основания инструмента

Простая модель дискового окучника к мотоблоку

Для изготовления инструмента необходимо подобрать тип крыльев. Диски, или лемехи отвалы, представляют собой стальные листы толщиной 1,5-2 мм, имеющие отогнутые нижние кромки.

Важное условие: диски должны быть строго симметричны. Иначе конструкцию будет «вести» в сторону, что будет значительно затруднять работу.

При обустройстве конструкции можно использовать лемехи, снятые с отслужившей свой срок сеялки.

Лемехи устанавливают под углом, выдерживая расстояние между нижними точками, соответствующее ширине колесной колеи, равное ширине междурядий

Соединяют элементы между собой, используя болтовое соединение или посредством сварки. Сами диски соединяют при помощи регулируемых переходников. Помимо дисков, основными элементами инструмента выступают: Т-образный поводок, винтовые талрепы и стойки. Талрепы необходимы для регулирования вдоль вертикальной оси поворота дисков. К мотоблоку инструмент крепят с помощью балки с крыльями.

При изготовлении и сборке деталей на основе чертежа важно предусмотреть соотношение размеров и конструкцию крепления. Возможно два варианта изготовления инструмента: с фиксированной или переменной шириной захвата крыльев. При втором способе обустройства расстояние между дисками можно будет изменять путем симметричной перестановки стоек.

Основные элементы сборки: 1 – обрабатываемый ряд, 2 – диск, 3 – кулак, 4 – Т-образный кронштейн, 5 – стойка, 6 – стальной скребок, 7 – балка моста, 8 – стопорный болт, 9 – рукоятка-грядиль

Для облегчения работы с инструментом нужно предусмотреть обустройство подшипников скольжения. Установив подшипники, а не втулки скольжения, можно повысить надежность изделия.

Также будет полезен материал о том, как сделать адаптер для мотоблока самостоятельно: https://neviss.ru/tech/adapter-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html

В процессе сборки конструкции для крепления инструмента к мотоблоку задействуют кронштейн сцепки без грядиля. Для этого к кронштейну прикрепляют с помощью стопора и болтов с плоскими шайбами поводок окучника. Стопор вставляют внутрь квадратной трубы и плотно прижимают к ее наружной поверхности.

Сам кронштейн сцепки при помощи болтов поворачивают, а поводок размещают вдоль продольной оси мотоблока

Агрегат готов к работе. Работая на первой передаче, за счет снижения поступательной скорости можно увеличить тягу мотоблока. Если в процессе окучивания колеса пробуксовывают, их необходимо спарить.

limon4ik2013: